Японское дерево бонсай украшаем миниатюрными ландшафтами

Японское дерево бонсай украшаем миниатюрными ландшафтамиВ течение тех спокойных сезонов, тех длительных периодов, когда японское дерево бонсай нуждается хотя бы немного в свежем воздухе, свете и воде, садовод может не спеша подумать о том, как на основе бонсай создать целый миниатюрный ландшафт. Создание миниатюрных ландшафтов самими японцами признано искусством, родственным искусству бонсай.

Скалы, исхлестанные штормами берега моря, спокойное великолепие холмов, стремительные потоки, падающие вниз с обрывистых утесов, прозрачные озера и медленно текущие реки, мирные деревушки и храмы в тени деревьев — все это можно воспроизвести в миниатюре с помощью камней, песка, крошечных растений и статуэток, чрезвычайно похожих на персонажей из разного рода произведений искусства.

Некоторые аранжировки строго классичны и по стилю и по материалу, они призваны стимулировать интеллектуальную фантазию ценителя этого вида искусства; некоторые — откровенно «популярны» (на них, по правде говоря, интеллигенция смотрит неодобрительно). Одни выполнены в технике прошлого тысячелетия, другие являются результатом безусловно современного развития или, наконец, возрожденными и усовершенствованными формами древнего искусства. Все они прекрасны и очаровательны и, по существу, могут быть выполнены за несколько часов или дней; исключение составляет один вид — бон-сэки, для создания которого требуются годы изучения и практики под руководством опытного учителя. Но все виды ландшафтов требуют небольшого количества простых материалов, артистического глаза и искусных пальцев.

Миниатюрные ландшафты японцы подразделяют на множество категорий, над терминологией которых спорят даже эксперты. Чтобы не запутывать читателей и садоводов-любителей в сложностях классификационной терминологии и вызвать интерес к результатам и методам работы, миниатюрные ландшафты представлены здесь тремя основными видами: бон-сэки (камни на подносе), сюи-сэки (водяные камни) и бон-кэй (ландшафт на подносе).

Несложно заметить, что два вида из трех непосредственно связаны с камнями. Европейцу трудно и едва ли вообще возможно постигнуть чувство японца к камню. Не к камню вообще, какое чувство испытываем мы к нему в наших готических соборах, и даже не к обработанному резьбой камню в изумительном каменном кружеве церкви короля Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, а к отдельному камню.

Дальнейшее развитие ландшафтов бон-сэки ознаменовалось добавлением вспомогательных или обслуживающих камней несколько меньшего размера и белого песка. Поднос, продолговатый, круглый или овальный, с очень низким бордюром или вовсе без него, используют как основу. Черная лакированная поверхность — наиболее подходящий фон. Зубчатый камень в обрамлении чудесного снежно-белого песка символизирует остров, окруженный морем; другой более полого наклоняется к песчаному берегу, на котором может быть рассыпана галька; третий, помещенный в закругленное гнездо или углубление, обсыпанный белым песком, как бы струящимся по нему, изображает порог реки или водопад.

Отсюда только шаг к дополнению искусства миниатюрного ландшафта настоящей водой… И вот уже развивается сюи-сэки. Этот вид ландшафта в соответствии со своим названием вначале представлял собой просто камень, помещенный в блюдо с водой. Он изображал островок в покрытом солнечными бликами озере или величественный утес, непоколебимо возвышающийся над океаном. Некоторые виды камней особенно восприимчивы к обрастанию мхом или лишайником. Если такой камень осторожно смачивать регулярно, то через некоторое время на нем появляется патина растительной зелени, что символизирует величие и спокойствие мира. Традиция требует, чтобы это оживление камня произошло под воздействием только двух факторов — времени и влаги. Однако садовода может постигнуть и неудача. Например, образование мха на камне может только начаться и не получит дальнейшего развития; может случиться и так, что при хорошей форме камня и регулярном увлажнении мох появляется только в трещинах и расселинах.

Для увлажнения можно использовать воду из водопроводного крана, но природная талая или речная вода, а также вода из любого водоема дает лучшие результаты. Иногда песок располагают вокруг основания камня, чтобы придать сходство с морским берегом; в другом случае им покрывают все пространство подноса. Если в камне есть впадина достаточного размера, ее можно заполнить водой и превратить в горное озеро.

Поднос должен быть из какого-нибудь материала, непроницаемого для воды. Иногда используют бронзу, но предпочтительнее всего белый или светло-кремовый фарфор либо покрытый глазурью фаянс. Покрытые мхом камни выглядят особенно эффектно в контрасте со светлой поверхностью основания.

В Японии существуют магазины, которые обеспечивают всем необходимым художников направлений бон-сэки и сюи-сэки. В них можно купить или заказать подносы и камни практически любой конструкции и стиля.

Если человек, не сведущий в этом культурном и традиционном символизме, не высоко ценит камни на подносе и совершенно искренне относится с недоверием к нашему настойчивому восхищению этими видами искусства, если он попытается сделать следующий шаг – добавит крошечные растения, траву и макеты, то он может получить прелестные пространственные живые картины – а это уже бон-кэй.

Наиболее простые виды бон-кэй внешне часто почти не отличаются от бон-сэки, но существует множество различий в процессе их создания.

Как и в бон-сэки, где структура строго предписана, в бон-кэй есть определенное число строгих, даже жестких правил. В бон-сэки фокусная точка — масса камня, в бон-кэй ландшафт ограничивается только фантазией исполнителя. Равнина или возвышенность, холм, лес или луг, пустынная местность или деревушка, море, река или озеро — любая тональность может расти и многосторонне развиваться, хотя художник творит один. Композиция может быть закончена в один-два дня, в другом случае художник может потратить годы, добавляя и убирая, чередуя и заменяя детали и их размещение на подносе в зависимости от каприза своей фантазии.

В целях экономии бон-сэки допускает использование материалов, способных заменить природную необработанную породу, камень, песок или гравий. Элементы бон-кэй моделируют из глины, торфа, папье-маше или алебастра, а затем окрашивают в нужный цвет. В основном используют настоящие веточки, мох и траву, но часто их просто рисуют, не отказываются и от комбинирования нарисованных и подлинных моделей. Одинаково подходят и реальные предметы и их искусные изображения. Озером может быть кусочек зеркала, стекло голубого оттенка или впадина в глине, заполненная водой с крошечными живыми рыбками. (Наконец-то найдено применение гупии!’). Определенное место отводится домам, храмам, рыбачьим лодкам, мостам и фигуркам людей.

Являются ли миниатюрные ландшафты на подносе современным или традиционным видом искусства — это вопрос точки зрения. Если они современны, то как вид искусства рождены группой художников XX века. Если же традиционные то являются развитием древнего общедоступного искусства «хако-нива» (сад в коробочке), произведения которого чрезвычайно похожи на современные миниатюрные ландшафты.

Японские аристократы не очень заботились о «хако-нива». Вероятно, это объясняется тем, что некоторые элементы были не природными, а специально изготовленными, или тем, что они не давали простора воображению. Видимо, это несколько снижало «уровень потребностей». Фермеры и городские буржуа могли иметь свой сад, заключенный в деревянную коробочку размером два на три фута (0,56 м2), и даже всю округу в миниатюре без какого-нибудь ущерба для драгоценного поля или жилища.

Древние «хако-нива» создавали в мелких коробочках, сперва деревянных, позже цементных, и хранили с внешней стороны окна или в конце веранды. Современные художники бон-кэй (ибо бон-кэй признан в наши дни видом искусства) используют подносы из металла и керамики, покрытых лаком поверхностей, фарфора и камня так же успешно, как из древесины, и помещают свои ландшафты в доме.

Техника бон-кэй блестяще приспособлена к современной жизни. Для этого произведение бон-кэй должно быть достаточно маленьким, чтобы находиться в окне спальни или гостиной, или достаточно большим, чтобы украшать садик перед домом. Например, один писатель, живущий в городской квартире, два года получал истинное наслаждение от созерцания пустынного пейзажа Аризоны: в неглубокой коробочке располагалось более дюжины разных видов карликовых кактусов и растений-суккулентов, произрастающих в песчаных пустынях Аризоны. Этот бон-кэй несколько месяцев был населен даже живыми хамелеонами, которые казались непроницаемыми и невозмутимыми около кактусовых шипов и были безвредны, но убедительны, заменяя чудовищ в пустыне. Одним из элементов этого бон-кэй была клетка из тонкой сетки около двенадцати дюймов высотой (30,5 см), достаточно большая, чтобы закрыть всю коробку. На выставке бон-кэй в предвоенном Токио одним из экспонатов, заслуживших наибольшего внимания, был голландский пейзаж с полями, плотинами и каналами, завершенный ветряными мельницами.

Перед началом работы важно решить, будет ли ландшафт только временным украшением или будет иметь более или менее постоянную структуру. Бон-кэй строгого стиля предполагает окончание работы через несколько дней или недель, тогда как «хако-нива» часто создавался годами. От назначения ландшфта зависят вид, его размеры и вид используемого материала. В среднем ландшафт может быть не менее 18 дюймов (46,7 см) в ширину и не более трех футов (91,4 см) в длину. Слишком малые размеры ландшафта искажают соизмерение предметов: мелкие элементы получаются либо слишком маленькими, либо диспропорционально большими. Слишком же большой бон-кэй, который может быть устроен в саду постоянно, перестает быть миниатюрным и просто превращается в маленький сад в саду.

Форма подноса зависит от замысла художника. Консервативный вкус диктует овальную или продолговатую форму. Но благоприятную возможность для создания характерного или уникального ландшафта представляют круглая, квадратная, ромбовидная или эксцентричная формы. Глубина подноса может быть от одного до трех дюймов (2,54—7,62 см).

В зависимости от предполагаемой продолжительности существования ландшафта и намеченных к использованию растений заготовляют почву определенного типа и в нужном количестве. Для полной сохранности почвенного слоя требуются дренажные лунки и слой гравия, как и для карликовых деревцев (см. выше). Если орошение будет слабым, подходит слой гравия в смеси с древесным углем. Для верхних слоев можно использовать жирную почву, перемешанную с песком, или садовую землю, имеющуюся в продаже.

Теперь перейдем к действительно интересному вопросу — созданию самого ландшафта с его холмами и долинами, горными кряжами, реками и равниной. Для примера возьмем сюжет с кольцом скалистых гор на заднем плане, переходящих в пологие холмы, срывающимся с обрыва водопадом и потоком, текущим к морю, постепенно расширяясь; на берегу теснятся два или три домика, вьется тропинка, ведущая через мост в храм, который стоит в тени деревьев; на переднем плане, у плотины возле деревни,— пара рыбачьих лодок.

Скалы устраивают из природного камня либо моделируют из глины или папье-маше и окрашивают в серый, коричневый и приглушенный зеленый тона; водопад рисуют. Если утесы из камня или плотной глины, в трещины на них можно насыпать землю и посадить семена для создания настоящей зелени. Часть поверхности элементов ландшафтов покрывают почвой, насыпают пологие холмы, формируют дно реки. Для имитации реки и моря можно использовать мелкий белый песок, а берегов — желтый песок или папье-маше с волнистой поверхностью, окрасив его в голубой цвет и покрыв пятнышками и полосками белого цвета, чтобы создать иллюзию бегущей воды и волн. Если миниатюра предназначается для длительного существования, неплохо море и реку выполнить из глины, фаянса или металла, с тем чтобы использовать настоящую воду и крошечных рыбок.

В настоящее время можно приобрести готовые конструкции отдельных элементов ландшафта. Выполненный профессионально, готовый элемент композиции прибавит ей очарования. Можно также нарисованный водопад заменить настоящим или установить мельницу и колесо, вращаемое бегущей водой с помощью электрического приспособления. Придаст ли это исключительно природному искусству значительную атмосферу механической технологии,— решать самому художнику.

Как уже было отмечено, поверхностные детали рельефа ландшафта могут быть выполнены из природного камня, песка, глины или папье-маше (в последнем случае мелко нарезанную газету пропитывают водой до состояния жидкого теста, затем излишки воды отжимают, придают предмету необходимую форму, высушивают и раскрашивают его).

Если вы намерены посадить на «склонах холмов» настоящие растения, то из трех указанных материалов больше всего подходит камень, поскольку он не поглощает воду, необходимую для поддержания жизнедеятельности растений и травы. Бывает так, что трудно найти подходящий камень, или вы хотите создать свой собственный ландшафт, тогда достаточно хорошим заменителем камню может послужить глина: высушенная до конца и искусно раскрашенная, она успешно противостоит воздействию воды. На последнем месте по пригодности для этой цели папье-маше, довольно быстро впитывающее влагу. Однако при отсутствии живой растительности этот материал достаточно прочен.

Пологие холмы, сформированные из грунта, можно покрыть мхом, который при умеренном увлажнении быстро укореняется и пышно разрастается. Иногда мхом покрывают всю «поверхность земли», желая видеть ее постоянно свежей и зеленой. Деревца можно представить живыми веточками, которые, если их увлажнять, стоят зелеными удивительно долгое время, или цельными растениями, которые сохраняются еще дольше.

Японцы любят ель и сосну, заросли бамбука. Довольно убедительные леса можно вырастить из семян обычной травы, горчицы или цветов, таких, например, как ноготки, хотя они имеют отрицательное свойство перерастать масштабы ландшафта и обсеменяться, что нарушает композицию.

Количество необходимой влаги в значительной мере зависит от глубины почвенного слоя. Для семян, посаженных в неглубокий слой почвы или попавших в трещины камня, постоянно требуется много влаги, чтобы обеспечивалось питание и корни предохранялись от высыхания. Но при орошении следует соблюдать предельную осторожность, чтобы вместе с водой не смывалась почва. Правильное орошение может быть достигнуто с помощью обычного небольшого шланга из ткани, удобного в обращении.

Завершающим штрихом в бон-кэй, который придает жизнь всей композиции, являются маленькие человеческие фигурки. Все большее и большее количество этих крошечных статуэток вывозят из Японии. Необходимые художнику или особо привлекательные из них требуют тщательных поисков; их можно совершенно неожиданно обнаружить среди множества неудачных экземпляров. Кроме того, человек с искусными пальцами может выполнить эти фигурки самостоятельно из глины или папье-маше.

Смотрите также видео «Искуственный бонсай»

Бонсай - карликовые деревья · , , ,

Поделиться с друзьями:

Оценить статью:

Не понравилосьСтатья так себеНормальная статьяХорошая статьяОтличная статья (Оцените статью первыми)
Загрузка...
Читайте похожие записи
  • Конструктивные требования к контейнеру для бонсай
    Хотя внешний вид контейнера имеет очень большое значение с эстетической точки зрения, внутренние конструктивные качества его интересуют владельца карликового дерева в такой же степени, если...
  • Бонсай своими руками
    Пытаясь сотворить бонсай своими руками руководствуются тем, какой результат желают получить, поэтому выбор его очень субъективен. Однако здесь имеются определенные, но весьма разнообразные ограничения, которые...
  • Бонсэки – особое чувство к камню
    Объяснение того, почему японцы испытывают особое чувство к камню, теряется в глубинах времени и дебрях мифологии. Возможно, что это благоговение исходит из тысячелетней народной памяти,...
  • Лесной незнакомец – легенда о бонсай
    Сумерки уже сгущались в темноту, угрюмую темноту пасмурного дня, когда путник остановил свою лошадь перед лачугой на опушке леса. Хорошо было найти здесь приют в...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


7 − три =

Страницы