Выбираем контейнеры и горшки для бонсай

Выбираем контейнеры и горшки для бонсайПри отборе для выращивания типа карликового дерева, которое производило бы в конечном итоге определенный эффект, очень важно правильно выбрать контейнер или горшок для бонсай. Конечно, некоторое время контейнер не требуется, особенно если это семена, сеянцы или черенки, которые вначале выращивают на грядке. Но садовод, действительно любящий бонсай, обычно настойчиво ищет подходящий контейнер для него, поэтому поиски могут занять довольно много времени.

Главным образом надо помнить два элемента — бонсай и контейнер, образующие простейший союз. Нельзя использовать «любой старый горшок», только потому что он случайно оказался под рукой или красив. Контейнер также должен быть достоин показа. Эта общая взаимосвязь между деревом и контейнером, т. е. их форма, цвет, стиль и характер, должны сочетаться в одной общей работе искусства. Недостаток гармонии в любой из этих деталей может испортить окончательный вид дерева и самого дорогого контейнера.

Таким образом, подбор дерева горшка и контейнера должен предшествовать стадии планирования. Действительно, работу можно начать с подбора контейнера. Если он выбран достаточно удачно, т. е. явно соответствует определенному типу или стилю карликового дерева, то затем уже можно выбирать и формировать в соответствии с ним молодое деревце.

В Японии искусство выращивания карликового дерева разделяют на две категории согласно типу контейнера: «бонсай», или «на подносе культура», и «хэчи уйс», или «горшечная культура». Однако в настоящее время термин «бонсай» популярен и используется в обоих типах выращивания.

Хотя мы ссылаемся на термин «контейнер» в единственном числе, на практике оказывается, что по мере развития дерева требуется целая серия контейнеров, каждый из которых должен быть немного больше, чем предыдущий. Зачастую используют оба типа контейнеров для выращивания и для показа. Они, естественно, должны быть простыми по форме и подходящими по размерам, во избежание серьезного повреждения корней при пересадке из одного в другой. И поскольку маленькое деревце любимо и желанно даже в ранние его годы, контейнеры для выращивания отбирают на глаз по материалу, цвету и стилю.

Дополнительной причиной для ранних поисков контейнера являются определенные требования к его конструктивным качествам, обеспечивающим благоприятный рост дерева. Если любитель может приобрести подлинный восточный антикварный вазон, созданный для показа карликовых деревьев, то соответствующие конструктивные требования он может учесть путем его дополнительной перестройки, так как такой вазон не всегда отвечает всем нормам, как современные вазоны. Многие дефекты можно устранить небольшой, но тщательной реконструкцией.

К счастью, поиски и подготовка всех контейнеров, за исключением самого первого, могут продолжаться в течение тех отчасти скучных периодов, когда крошечные деревца не производят никакого эффекта и растут медленно. Это занятие может помочь обмануть скуку и, кто знает, возможно, даже положит начало параллельному или второстепенному увлечению — изучению японской, корейской и китайской глиняной посуды.

Выбор контейнера для карликового дерева зависит в конце концов от эстетического восприятия садовода и его художественной оценки очертания, композиционного равновесия и цвета. Но несколько обобщающих выводов можно сделать. Для удобства контейнеры рассматриваются по двум признакам — форме и цвету; конструкция обсуждается самостоятельно.

Форма. Общие категории, на которые контейнеры разделяются по форме, —это круглые, овальные и многогранные. Но это только начало.

  • Круглые и овальные контейнеры могут быть глубокими и плоскодонными, похожими на наш цветочный горшок, с большой площадью поверхности и мелкие, как поднос, или в виде широкой вазы, неглубокой по отношению к диаметру, с относительно небольшим основанием. При любом из этих стилей основание контейнера может либо покоиться непосредственно на столе, либо поддерживаться тонкими ножками.
  • Многогранные контейнеры имеют еще больше вариантов. Они могут быть квадратными, прямоугольными, шести- или восьмигранными или противоромбическими (ромб со срезанными углами). Кроме того, это могут быть очень мелкие или относительно глубокие контейнеры, хотя, как правило, площадь поверхности у них больше, чем глубина. Некоторые имеют рифленые края или гладкие и блестящие, напоминающие корку пирога.

Случайно кто-нибудь может обнаружить необычные контейнеры, похожие по форме на лист, дыню или тыкву-горлянку (Lagenaria vulgaris). Они, однако, не входят в лучшую консервативную традицию и считаются слишком эффектными для безупречного вкуса.

В самостоятельную категорию можно выделить чрезвычайно глубокие, узкие контейнеры, более похожие на вазы, чем на цветочные горшки, и используемые для дерева со свисающими ветками. В этом случае приемлемы круглые или многогранные контейнеры. От того, что решит использовать садовод для выращивания дерева — поднос или горшок, будет зависеть в основном желаемый эффект.

Без каких-либо широких ограничений карликовое дерево, если главный интерес в корнях или корнях и ветках, смотрится лучше в неглубоком контейнере, подчеркивающем особенность корней и в меньшей степени отвлекающем внимание на себя. Кроме того, при таком контейнере создается впечатление, что корни распространяются далеко над поверхностью земли. Исключением из этого правила является случай с высокими открытыми корнями, для которых необходим контейнер с небольшой площадью поверхности, но достаточной глубины, чтобы можно было надежно укрепить в нем деревянную опору для дерева.

Дерево с массивным, толстым или искривленным стволом можно поместить в относительно глубокий контейнер, поскольку оно нуждается в усиленном росте корней для своей опоры. Если же дерево с очень крупным стволом должно создавать впечатление пространства и расстояния, можно использовать овальный или удлиненный глубокий поднос, большая площадь поверхности которого создает ощущение пространства, а глубина обеспечивает большую устойчивость.

В некоторых случаях не возникает вопроса, какой использовать контейнер — мелкий или глубокий. Для группы деревьев, имитирующей лесную поляну, предпочтительнее мелкая тарелка, причем лучше продолговатой формы. А глубокий контейнер с небольшой площадью поверхности будет нарушать художественное равновесие и пропорции. Ощущение пространства и расстояния достигается с помощью горизонтальных композиционных линий.

Дерево с длинными ниспадающими ветвями, как бы свисающее со скалы или стены, лучше смотрится в высоком изящном вазоне, который позволяет ветвям свободно нависать над столом. Однако высокий вазон отнюдь не является неизменным правилом. Иногда используют мелкую чашу, тогда при показе дерево ставят на высокий стенд, меньший по диаметру, чем сама чаша.

Цвет. Отношение глубины к площади поверхности контейнера, а также его форма (круглая или многогранная) — не единственные факторы, которые следует учитывать при отборе совершенного контейнера для карликового дерева. Цвет глиняной и глазированной посуды, тип и количество украшений выбирают на глаз для комплекса восприятия, чтобы контейнер поддерживал дерево и подчеркивал его красоту.

Владелец бонсай, который желает гордиться красотой и ценностью своего экспоната, может, если у него есть такая возможность, разыскать один из древних и невероятно (дорогостоящих контейнеров (китайский, корейский или японский), имеющихся пока в обращении, и проявить эрудицию в беседе о красоте и назначении контейнеров старых Сэто, Бидзэн и Сэцума, Шинраку, Корай, Шидэй и других типов. Но такая богатая и утонченная элегантность отнюдь не является неотъемлемым эффектом красоты; достаточно красивы и современные недорогие контейнеры. В настоящее время, когда распространено самодельное производство керамики в домашних условиях, садовод-любитель может получить удовольствие от контейнера, изготовленного самостоятельно или с помощью друга.

Обычно используют глиняные горшки, иногда — фарфоровые. Глину оставляют неглазированной, в ее первоначальном цвете — белом, сером, черном или коричневом различных оттенков, или покрывают цветной глазурью — либо блестящей, либо тусклой. Бывают контейнеры двух оттенков. Такого эффекта достигают покрытием основного слоя глины одним слоем глазури «струйчатым» способом, так что остаются промежутки, не покрытые глазурью, или покрытием двумя слоями глазури — «струйчатым» поверх нижнего слоя. Окончательный результат должен создавать впечатление естественности, отсутствия искусственности.

Иногда на поверхность контейнера, особенно очень глубокого из натуральной неглазированной глины, наносят гравировку или рельеф. Обычно это в какой-то мере симметричный или геометрический рисунок, но и в этом случае делается упор на естественность. Здесь не должно быть механического схематизма или математической точности.

Японские специалисты по выращиванию карликовых деревьев признают пять официальных цветов контейнеров: белый, красный, черный, голубовато-зеленый и желтый. В народной практике помимо указанных встречаются голубовато-сизый, кораллово-красный, ляпис-лазурь, серый и их промежуточные оттенки.

Оттенки расцветки контейнера определяются типом дерева, цветом его листвы и цветков. Существует несколько общепризнанных расцветок, свойственных и приемлемых для определенных типов; они приведены ниже.

Для вечнозеленых, таких, как сосны, можжевельники и другие, допустимы контейнеры зелено-серые, голубовато-сизые, коричневые и темно-зеленые в чистом цвете либо в комбинации с другими.

Для цветущих деревьев подбирают контейнеры, окраска которых контрастирует с окраской цветков. Так, слива, цветущая белыми цветками, хорошо смотрится в черном контейнере, а слива с красными цветками — в белом, персик с розовыми цветками — в белом контейнере, цветущая айва — в кремовом.

Для кленов и других деревьев, замечательных яркостью осенней листвы, рекомендуются белый, зеленый, кремовый или голубовато-зеленый контейнеры.

Часто почву вокруг дерева и обнаженных корней покрывают белым песком или мхом; при выборе цвета контейнера это также необходимо учитывать. Некоторые мастера выращивания карликовых деревьев особенно любят контраст чистого, сверкающего белого песка, рассыпанного вокруг основания дерева, с темно-зеленым контейнером; белый или кремовый контейнер используют, если корни покрыты мхом. Другие видят в этой комбинации слишком большой контраст; они считают, что сверкающая белизна разрушает сочетание оттенков контейнера, корней и дерева. Подобные вопросы требуют индивидуального, самостоятельного решения. При желании экспериментировать следует принимать во внимание свои собственные контейнер, горшок и бонсай.

Смотрите также видео «Горшки для цветов и рассады»

Бонсай - карликовые деревья · , , , ,

Поделиться с друзьями:

Оценить статью:

Не понравилосьСтатья так себеНормальная статьяХорошая статьяОтличная статья (Оцените статью первыми)
Загрузка...
Читайте похожие записи
  • Способы наружной аранжировки корней бонсай
    Среди наиболее привлекательных карликовых деревьев выделяются те, которые кажутся растущими в воздухе, «на скалах». Их искривленные, шишковатые и подвергающиеся непогоде корни расположены над почвой, а...
  • Зимний уход за бонсай
    Как правило, бонсай защищают от жары и холода, переувлажнения и высыхания, но иногда они показывают высокую выносливость. Зимние холода считаются для них гибельными, однако некоторое...
  • Формирование бонсай
    Формирование ветвей и стволов бонсай очень быстрорастущих пород можно начинать с двух или трех лет, а иногда и раньше. Для этого ветви обвертывают проволокой или...
  • Лесной незнакомец – легенда о бонсай
    Сумерки уже сгущались в темноту, угрюмую темноту пасмурного дня, когда путник остановил свою лошадь перед лачугой на опушке леса. Хорошо было найти здесь приют в...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


9 × восемь =

Страницы