Лазание и перелезание развивают силу, ловкость, воспитывают настойчивость и смелость.
Упражнения в лазании по гимнастической стенке, по наклонно поставленной длинной скамейке, влезание на дерево с низко расположенными ветвями на высоту до 2,5 метра (так, чтобы ветви не качались) — всему этому можно учить ребят 9-10 лет.
Преподаватель должен, однако, помнить, что упражнения в лазании и перелезании связаны с большой затратой мышечной энергии поэтому надо тщательно учитывать силы и подготовку ребят.
Для детей 11—12 лет, так же как и для младших ребят, следует подбирать такие виды лазания и перелезания, при которых не приходится удерживать всю тяжесть тела на одних руках. От ребят этого возраста также нельзя требовать чтобы они непременно быстро лазали.
Следует избегать в этом возрасте упражнений в лазании по одноосным снарядам (канат, шест, столб).
Очень полезно научить детей «морскому» способу лазания по горизонтальной провисающей толстой веревке. Для этого упражнения толстую длинную веревку привязывают и туго натягивают между двумя деревьями и столбами на высоте 1,5 — 2 метра. Повиснув на веревке и цепляясь за нее согнутыми ногами, ребята передвигаются от одного дерева к другому.
Хорошо также взбираться на откосы, перелезать через учебные заборы с помощью товарищей.
Детям старшего возраста (13—14 лет) доступны упражнения, при которых приходится короткое время висеть или подтягиваться на одних руках, например: захватив высокий сук дерева, подтянуться и взобраться на него. Дальше — влезать по сучкам.
Очень полезное упражнение — влезать на стенку или на дерево с помощью закрепленной веревки, влезать по гладкому стволу дерева.
Лазание по вертикальному канату или шесту — очень трудное упражнение. Поэтому сначала надо научить ребят зажимать канат ногами так, как показано на рисунке. Это самый прочный «зажим». Пользуясь им, поднимется по канату и тот, кто не может подтянуться, а сильные мальчики будут влезать даже на высоту 6 — 8 метров. Шест лучше зажимать, перекрещивая ноги. При лазании надо крепко сжимать канат или шест не только ступнями, но и коленями.
Легче всего взбираться по счету «раз-два-три». На первый счет — вися на вытянутых руках, зажать канат согнутыми ногами: на второй счет — сильно сжимая канат ногами, разогнуть колени и одновременно согнуть руки; на третий счет — поочередно перехватить руки вверх по канату. Дальше движения повторяются сначала: вися на вытянутых руках, поднимают согнутые ноги и зажимают канат и т. д.
Этот способ больше подходит, для девочек и младших мальчиков. Сильные мальчики старшего возраста могут взбираться по канату или шесту по счету «раз-два»: на первый счет — подтянуться и зажать канат согнутыми ногами; на второй счет — выпрямляя ноги и сильно сжимая ими канат, поочередно перехватывать руки вверх.
Когда ребята научатся лазать по вертикальному канату или шесту, можно провести соревнования: девочки на 3 метра (считая от того места на канате, где они держатся руками, стоя на земле), а мальчики — на 5 метров.
Проводя все эти занятия, преподаватель должен соблюдать меры предосторожности. Если ребенок, скажем, взбирается по наклонной скамейке, то рядом должно стоять несколько ребят, которые смогут помочь, если тот вдруг потеряет равновесие и станет падать.