Особенности периода дошкольного детства

Особенности периода дошкольного детстваВ периоде дошкольного детства происходит быстрое совершенствование основных видов движений (бег, ходьба, прыжки, метание, лазание) и работы органов чувств (осязание, обоняние, вкус, слух, зрение). В дошкольном возрасте особенно следует беречь глаза ребенка. При длительном напряжении зрения (плохое освещение стола, сидение в неправильной позе) мышцы глаз сильно утомляются, что может через некоторое время привести к развитию близорукости. Во избежание этого надо хорошо освещать рабочее место ребенка, причем свет должен падать прямо или с левой стороны. Расстояние от глаз до рассматриваемого предмета должно быть не менее 30—35 см. Можно научить ребенка контролировать свою позу. С этой целью надо поставить руку, согнутую в локте, на стол, при этом кончики пальцев должны касаться виска, а между столом и грудью должен свободно проходить кулак.

Особенности периода дошкольного детства – происходит дальнейшее анатомическое и функциональное совершенствование центральной нервной системы. В конце дошкольного — начале школьного возраста клетки коры головного мозга по своему строению приближаются к клеткам коры головного мозга взрослого. Условные рефлексы у детей вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, поэтому навыки ребенка вначале непрочны и быстро исчезают. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко распространяются, при этом у детей до 4—5-летнего возраста преобладают процессы возбуждения. Поэтому внимание у детей неустойчиво, поведение отличается излишней эмоциональностью, быстро наступает утомление.

В дошкольном возрасте усложняется деятельность головного мозга. Быстрыми темпами развивается речь, запас слов достигает 2000 и более. К 5 годам жизни ребенок четко произносит все буквы и слова, легко составляет длинные предложения. Он в этом возрасте отличается особой любознательностью, с интересом изучает окружающий его мир, задает бесчисленные вопросы. Взрослые должны терпеливо отвечать на них, выслушивать рассказы ребенка, поправлять допущенные им ошибки. В то же время ребенка нельзя перегружать новыми впечатлениями и понятиями. Не рекомендуется постоянное чтение книг, нежелательны также частые посещения кино или ежедневные просмотры телевизионных передач. Все это является сильным раздражителем нервной системы и в некоторых случаях может привести к нарушению речи, ухудшению сна и аппетита, повышению возбудимости ребенка.

Поведение дошкольника отличается разносторонностью и сложностью. Он утрачивает отчасти свою непосредственность и наивность, ему становятся более понятными явления окружающей среды. В этом возрасте возникают типологические черты характера, моральные понятия и представление об обязанностях.

Каковы еще особенности периода дошкольного детства? Развитие высшей нервной деятельности ребенка тесно связано с условиями окружающей среды, культурным уровнем лиц, с которыми он общается, степенью внимания к нему. Известно, что дети, имеющие братьев и сестер старше их на 2—3 года, раньше начинают говорить, читать, писать. Правильное развитие психики и речи целиком зависит от организации жизни ребенка, которая должна проводиться в соответствии с его возрастом.

Смотрите также видео “Здоровые детские игрушки”

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *


eight + = 16