Как оформить и разместить японский бонсай

Как оформить и разместить японский бонсайХудожник так заботливо относится к своему деревцу в начальном периоде его выращивания, как юные родители пекутся о своем первенце — единственном и самом совершенном для них существе. Для беспристрастного наблюдателя в эти первые дни существования деревца прелесть его такова, какова она у юного человеческого отпрыска — либо сомнительна, либо едва различима. Но приходит время, когда развитое и художественно оформленное деревце нельзя не заметить и не залюбоваться им с искренним восхищением.

По своим размерам карликовое деревце часто не более обычной вазы для цветов, поэтому для него нужно выбрать такое место, чтобы преподнести ценителям его очарование в самом выгодном свете. Строгий канон японской традиции предписывает, что его следует помещать в токоному — неотъемлемую деталь интерьера центральной части японского дома, где обычно совершают церемонии и принимают гостей. (Слово «токонома» фактически непереводимо, в общем смысле оно означает «ниша», в литературном — «альков», хотя это и не совсем подходящий синоним; вернее всего выражает его смысл сочетание этих понятий — «возвышение в нише». Глубина ниши неизменно равна половине татами 1 в комнате для чайной церемонии площадью в четыре татами. В остальном ниша соразмерна комнате. Возвышение в нише поднято на несколько дюймов от пола, боковая поверхность отделана древесиной. Почетный гость всегда сидит перед токонома, но сесть на возвышение в токонома или положить на него ноги было бы оскорбительным нарушением приличия.)

Сама структура европейского дома делает невозможным подобный традиционно японский интерьер, связанный с национальной культурой. Даже если и было бы что-то подобное токонома, трудно представить себе гостя стоящим или коленопреклоненным довольно продолжительное время, замершим в ритуальном восхищении. Следовательно, в европейском доме карликовое деревце можно помещать по усмотрению хозяина.

Эффектнее всего карликовое деревце выглядит на фоне какого-нибудь экрана, в свободном, открытом пространстве оно теряется. Наиболее подходящие места для него — угол и верх буфета, кронштейн или скобка, закрепленные в стене. Следует принять во внимание, что нельзя помещать деревце на фоне узорчатых обоев, потому что они зрительно его подавляют. Но определенные виды фона, такие, как небольшой специальный экран или большой бумажный веер, настенное панно из соломенной циновки или пластинок бамбука, драпировка из тяжелого шелка, свершат чудо и будут удивительно органично поддерживать атмосферу неповторимости каждого деревца.

Коллекция бонсай может быть расположена на стеллаже или в примыкающей к дому оранжерее, описанной ранее. Можно использовать верх книжного шкафа или ящик, помещенный в нише окна. Вероятно, основной принцип любой экспозиции заключается в том, чтобы в доме был порядок. Например, в одном очень старинном аристократическом доме в предвоенном Токио большая прихожая, паркетный пол которой был натерт до зеркального блеска, была практически лишена мебели, за исключением плоского экрана с узором мягкого золотого тона на черном лаке. Перед этим экраном располагалась темная ель высотой около трех футов (91,44 см), несомненно, очень древняя, блиставшая таким безупречным совершенством, что перехватывало дыхание от восхищения.

Бонсай редко показывают одиноким. Как правило, его окружают предметами, которые помогают подчеркнуть его индивидуальность. Эти предметы подбирают очень тщательно. На определенном месте в токонома обязательно присутствуют какэ-моно (вертикальный свиток живописи) и еще какие-либо украшения. Иногда в комбинации с карликовым деревцем показывают аранжировку из цветов. Однако, по мнению автора, такое сочетание не гармонично. Совмещение природных цветов обычного размера и карликового деревца — таких различных по масштабу может привести к болезненному искажению. Наиболее желанными украшениями, дополняющими в токонома карликовое деревце, по канону японца, являются: древняя курильница для благовоний из фарфора, глины или бронзы; композиции из камней, камней и воды, песка и камней, воспроизводящие природный пейзаж.

Садоводы, свободные от своеобразной и чрезвычайно комплексной японской художественной традиции, которая одновременно предписывает и запрещает посредством исторических, мифологических, литературных, философских и художественных условных понятий (которые, кстати, и обычные японцы чаще всего игнорируют), более свободны в выборе вспомогательных украшений. Имея достаточную подготовку, чтобы заняться творчеством в этой области искусства, понимая особенности восточной и западной культур, можно создавать свои собственные композиции: рыбачью лодку с деревьями сосны замечательной (Pinus radiata), бревенчатую хижину под цветущей яблоней, крошечную кузницу под карликовым каштаном, лабиринт типа Стоунхедж в миниатюре рядом со священным дубом (последнее имеет замечательный литературный аромат, способный восхитить даже японца). Наконец, можно ведь и просто наслаждаться созерцанием карликового деревца.

Смотрите также видео «Величие маленького бонсай»

Бонсай - карликовые деревья · , ,

Поделиться с друзьями:

Оценить статью:

Не понравилосьСтатья так себеНормальная статьяХорошая статьяОтличная статья (Оцените статью первыми)
Загрузка...
Читайте похожие записи
  • Зимний уход за бонсай
    Как правило, бонсай защищают от жары и холода, переувлажнения и высыхания, но иногда они показывают высокую выносливость. Зимние холода считаются для них гибельными, однако некоторое...
  • Формирование бонсай
    Формирование ветвей и стволов бонсай очень быстрорастущих пород можно начинать с двух или трех лет, а иногда и раньше. Для этого ветви обвертывают проволокой или...
  • Слива бонсай – особенно любимое дерево
    Вероятно, в наибольшей мере труды энтузиастов вознаграждаются при выращивании бонсай таких пород, как сосна, клен, вишня и слива. Сосна, помимо того, что она относительно легко...
  • Техника подрезки корней и ветвей бонсай
    Формирование ствола и кроны бонсай заключается не только в применении той или иной техники, выработанной за длительное время создания разных форм карликовых деревцев. Конечный результат...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


7 − один =

Страницы