Городки — старинная народная игра. Она развивает ловкость, точность, глазомер.
Городки: правила игры и особенности. Разметка площадки для городков показана на рисунке 48.
- А—коны на расстоянии 8—10 метров от лицевых линий «городов»;
- Б — полуконы на расстоянии 4—5 метров от лицевых линий «городов»;
- В — «города» размером 2 на 2 метра: для школьников 11—12 лет—1,5 на 1,5 метра;
- Г — штрафная линия на расстоянии 1 метра 25 сантиметров от лицевых линий «городов»;
- Д — «пригороды».
Ребята до 15 лет могут играть в городки без штрафной линии и «пригородов».
Площадка для игры должна быть ровной. Травяной покров надо срезать ровным слоем, а затем хорошенько утрамбовать.
Играть в городки можно вдвоем, втроем или командами (две команды, до 4 —8 человек в каждой). Команды выбирают капитанов, которые тянут жребий на право первого забоя. Затем в обоих «городах» ставят из городков первую фигуру — «пушку». Первый игрок команды начинает игру с линии кона. Если бита попала в цель и хотя бы один из городков фигуры выброшен за пределы «города», то остальные городки добиваются с полукона. Если вся фигура выбита с одной биты, ставится следующая фигура и т. д. Исключением является десятая фигура — «закрытое письмо», при выбивании которой в первую очередь должна быть выбита «марка» (городок, рас-положенный в центре), после чего все остальные городки этой фигуры выбиваются также с линии кона. Если «марка» будет выбита вместе с другим городком, то выбитые городки ставятся обратно, а удар считается потерянным.
После того как все игроки правой команды сделают по два удара (пробьют по две биты), начинает игру левая команда, затем вновь правая и т. д. В такой очередности игра протекает до конца первой партии, то есть до выбивания всех 10 фигур городков. После этого команды меняются местами. Команда, выбившая все фигуры меньшим количеством бит, считается победительницей партии. Победительницей, игры считается команда, выигравшая две партии подряд или набравшая большее количество очков в трех партиях. Очки засчитываются так: победа дает 1 очко, ничья — 1/2 очка, поражение — 0. Удар считается неправильным (штрафным и потерянным для команды):
a) если игрок во время броска наступит на одну из линий, окаймляющих кон или полукон, до момента падения биты в «город»;
b) если игрок пробьет вне очереди;
c) если бита коснется грунта до штрафной линии или заденет ее.