Детский массаж и гимнастика: правила и особенности

Детский массаж и гимнастика: правила и особенностиДетский массаж и гимнастика начинается с 1,5—2 мес. Приступая к массажу, необходимо знать некоторые общие правила. Поглаживающие движения при массаже должны быть легкими, плавными, направленными от периферии к центру. Например, массаж рук проводят снизу вверх, т. е. от кисти ребенка к плечу по внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча, поглаживание ног — от стопы к паховому сгибу по наружной и задней поверхности голени и бедра, обходя коленную чашечку снаружи и снизу и избегая толчков в область коленного сустава.

Двигать конечностями ребенка в возрасте до 3 месяцев нежелательно, так как можно растянуть мышцы и связки. При занятиях с малышами до 3 месяцев используют так называемые защитные движения, которые возникают в ответ на раздражение кожи и мышц. Например, если слегка провести двумя пальцами по коже вдоль позвоночника, то рефлекторно происходит его разгибание; если мать положит 3 — 4-месячного ребенка на ладони своих рук вниз животом, он отклонит голову назад и некоторое время удержит ее в этом положении.

К 3—4 месяцев у детей устанавливается равновесие между мышцами-сгибателями и мышцами-разгибателями верхних конечностей.  В этот период уже можно ввести пассивные движения для рук, т. е. движения, которые производит мать руками ребенка. Так как мышцы-сгибатели ног еще находятся в напряженном состоянии, из приемов массажа ног можно использовать лишь поглаживание, вызывающее расслабление напряженных мышц.

Комнату, где занимаются с ребенком, следует хорошо проветривать, температура воздуха в ней должна быть не ниже 19—20°С. Летом можно проводить гимнастику на воздухе, днем в тени, при температуре 20—22°С.

Перед массажем необходимо тщательно вымыть руки и согреть их, снять кольца, часы, которые могут оцарапать нежную кожу ребенка. Применять тальк, пудру во время массажа не рекомендуется. Начинать и заканчивать гимнастику лучше с любимого упражнения малыша. Во время занятия ребенку можно спеть песенку, ласково поговорить с ним.

Проводить массаж и гимнастику нужно в одно и то же время, за 30 мин до еды или через 1—1,5 ч после нее. Продолжительность занятий от 5 до 12 мин. Каждое упражнение повторяют 2—6 раз. Как правило, массаж и гимнастику проводят ежедневно, а некоторые приемы можно повторять в течение дня. При заболевании ребенка массаж и гимнастику временно отменяют.

Физкультура и закаливающие процедуры для детей раннего и дошкольного возраста должны быть неотъемлемой частью распорядка их дня. Физические упражнения, игры в пределах, соответствующих физиологическим возможностям ребенка, вызывают у него бодрое, радостное настроение. Эти движения развивают мышцы и костно-связочный аппарат, способствуют формированию правильной осанки, укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Под влиянием физических упражнений улучшается кровообращение в самой мышце сердца, повышается ее мощность и работоспособность.

Дыхательные и другие физические упражнения укрепляют мускулатуру грудной клетки, развивают правильное, полное, ритмичное дыхание. Объем вдыхаемого воздуха увеличивается, и благодаря этому в легкие ребенка с каждым вдохом начинает поступать больше кислорода.

В процессе развития ребенка движения его совершенствуются. На смену одним формам движений — элементарным, приходят другие — более сложные. У ребенка имеется колоссальная потребность в движении; чем он меньше, тем она больше выражена. И эта особенность детского организма должна быть умело использована в непрерывном совершенствовании двигательных навыков и умений с учетом этапности развития нервной системы, психики и моторики. Например, нельзя ребенка сажать, прежде чем он самостоятельно не научится переворачиваться, ползать.

Детский массаж и гимнастика в возрасте1,5 —3 месяцев состоит из приемов массажа, а также активных движений, основанных на безусловных врожденных рефлексах (например, рефлекторное боковое разгибание позвоночника в положении на боку на весу или отклонение головы и плечевого пояса назад в положении на животе на весу).

В первые месяцы жизни полезно вызывать у ребенка так называемый комплекс оживления, т. е. радостное активное движение всего тела, рук и ног ребенка при приветливом обращении к нему.

Физиологическое напряжение мышц-сгибателей рук уменьшается в возрасте 3—4 мес, а в 4—б месяцев устанавливается равновесие тонуса мышц сгибателей и разгибателей верхних и нижних конечностей. Поэтому в этом возрасте в занятия нужно постепенно вводить пассивные упражнения для конечностей. Необходимо реже использовать очень популярное упражнение — скрещивание рук ребенка на груди. Повторяемое неоднократно изо дня в день движение, растягивающее мышцы-разгибатели спины (которые, кстати, у малыша слабее мышц-сгибателей) и сужающее переднюю поверхность грудной клетки, может создать предпосылки для развития порочной осанки. Между тем о формировании правильной осанки необходимо заботиться с раннего возраста.

В возрасте 6 месяцев заканчивается созревание тех нервных структур, которые обусловливают развитие содружественных движений ребенка — повороты на живот, принятие сидячего положения, приобретение позы. В связи с тем что у 5—6-месячного ребенка появляется попытка приподнимать туловище из положения лежа на спине и животе, поворачиваться, в занятия нужно включать простые активные упражнения. Они направлены на стимуляцию ползания и развитие движений рук. Эти движения ребенка надо всячески побуждать яркой звучащей игрушкой, словами. Все большее предпочтение надо отдавать развитию активных движений (например, ползание за игрушкой с помощью, а затем и без помощи взрослого).

Полезно также несколько раз в день выкладывать ребенка на живот на жесткую поверхность.

Игры и упражнения · , , , ,

Поделиться с друзьями:

Оценить статью:

Не понравилосьСтатья так себеНормальная статьяХорошая статьяОтличная статья (Оцените статью первыми)
Загрузка...
Читайте похожие записи
  • Для чего нужна игра ребенку
    Игры для детей дошкольного возраста имеют исключительное значение. Игра для них — учеба, труд, способ познания мира. Для чего нужна игра ребенку? Игра — спутник...
  • Игры на льду и на снегу
    Каждую из этих игр можно проводить в виде парных и групповых состязаний, выявляя «чемпионов» и лучшие команды; можно устроить — товарищескую встречу, провести состязания на...
  • Творческие игры для детей – в чем их польза
    Творческие игры для детей представляют собой особую и замечательную группу детских игр. Тематика их крайне разнообразна и соответствует многообразию окружающей ребенка жизни. Дети играют в...
  • Игры для отряда в лагере
    «По следам» — игры для отряда в лагере. Участок для игры — равнина или малопересеченная местность. Одна группа выходит с места сбора на 15 минут...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


7 − один =

Страницы