Анатомо-физиологические особенности грудного возраста

Анатомо-физиологические особенности грудного возрастаНаряду с нарастанием массы и увеличением размеров тела на первом году жизни происходит развитие и совершенствование функций органов и систем. В этой статье описаны анатомо-физиологические особенности грудного возраста.

Кожа ребенка в грудном возрасте несколько утолщается, в ней уменьшается сеть мелких кровеносных сосудов-капилляров, увеличивается защитная роль кожи и ее значение в процессах теплорегуляции и газообмена. Подкожный жировой слой в течение первого года жизни интенсивно нарастает. Он располагается довольно равномерно и придает телу ребенка, особенно его лицу, округлость и полноту. Мускулатура в грудном возрасте развита все еще слабо.

Претерпевает ряд изменений костная система. Позвоночник, совершенно прямой у новорожденного, к 2—3 мес, когда ребенок начинает хорошо держать голову, образует первую, шейную кривизну. Спинной и поясничный изгибы развиваются позже, когда ребенок начинает сидеть, стоять. Обычную свою форму (как у взрослых) позвоночник приобретает к 5—6 годам. Череп отличается малым размером лицевой части, которая начинает расти лишь с появлением зубов и развитием жевательной мускулатуры.

Анатомо-физиологические особенности грудного возраста — большой родничок, образованный лобными и теменными костями, к моменту рождения имеет ромбовидную форму площадью от 1,5 до 2 см. На первом году жизни он постепенно покрывается костной тканью, полностью закрываясь у здорового ребенка в возрасте 15—18 мес.

Одним из показателей физического развития ребенка можно считать также прорезывание молочных зубов. Обычно в возрасте 7 мес (реже 5—6 мес) появляются два нижних центральных резца, в 7 — 8 мес — два верхних центральных резца, в 8—9 мес — два верхних боковых резца и в 10—12 мес — два нижних боковых резца. Таким образом, к концу первого года жизни ребенок имеет 8 зубов (резцы). Сроки появления молочных зубов подвержены у здоровых детей значительным индивидуальным колебаниям. Запоздалое прорезывание зубов далеко не всегда является признаком заболевания (например, рахита). На наличие патологии в большей степени указывает нарушение обычной последовательности появления зубов и их неправильное расположение.

Грудная клетка имеет в первые месяцы жизни ребенка бочкообразную форму, ребра прикреплены под прямым углом, экскурсия их резко ограничена. Когда ребенок начинает сидеть, затем стоять и ходить, ребра опускаются и грудная клетка уплощается.

Верхние дыхательные пути, а также гортань, трахея, бронхи у грудного ребенка остаются узкими, слизистая оболочка их богата кровеносными и лимфатическими сосудами, легко отекает при воспалении, затрудняя дыхание и вызывая одышку, В первые месяцы жизни усиленно растут легкие, но строение их по-прежнему несовершенно. Дыхание остается учащенным и поверхностным. Такая незрелость строения и функции органов дыхания на первом году жизни часто приводит к их заболеваниям. Разумеется, громадную роль при этом играют и неблагоприятные условия внешней среды (неправильное вскармливание, погрешности ухода, особенно недостаточное пребывание на свежем воздухе).

Желудочно-кишечный тракт грудного ребенка отличается незаконченностью развития, нежностью слизистой оболочки, обильным количеством кровеносных сосудов и недостаточной функцией пищеварительных желез желудка и кишечника. Чем меньше возраст ребенка, тем легче и чаще возникают у него желудочно-кишечные расстройства, вызванные погрешностями в питании и уходе.

В первые недели жизни стул бывает 4—5 раз в сутки, к концу года 1 — 2 раза. При вскармливании грудью стул золотисто-желтого цвета, консистенции горчицы, почти без запаха. При искусственном вскармливании стул гуще, светло-желтого цвета, иногда с неприятным запахом.

Почки ребенка совершенствуют свое строение и функцию в течение 5—6 лет жизни. Количество мочи у детей относительно больше, чем у взрослых, что объясняется интенсивным обменом веществ. В первые 1 — 2 дня после рождения мочи очень мало; у ребенка в возрасте 1 мес суточное количество ее достигает 350—380 мл, в возрасте 1 года—750 мл; с 5 лет количество выделенной ребенком за сутки мочи уже достигает 1 л.

Число мочеиспусканий к 8—10-му дню после рождения доходит до 20—25, держится на этом уровне 7—8 мес и лишь к концу года уменьшается до 15, а к 2—3 годам — до 10 раз в сутки. Дети дошкольного и школьного возраста мочатся 6—7 раз.

Нервная система, отличаясь у новорожденного рядом особенностей строения и функциональной незрелостью, на первом году жизни под влиянием факторов внешней среды начинает совершенствоваться и развиваться, что в свою очередь оказывает огромное влияние на рост и развитие организма в целом. Масса мозга нарастает постепенно и лишь к 9 — 10 годам приближается к массе мозга взрослого (1300 г), последующее увеличение массы идет медленно и завершается к 18 годам (1350—1400 г). После рождения продолжается созревание нервных клеток мозга, процесс этот заканчивается к 8 годам.

Мозг ребенка развивается под влиянием непрерывно поступающих в него сигналов — зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, температурных, болевых, мышечных и др.

Узнайте также как купать новорожденного

Новорожденный и грудной ребенок · ,

Поделиться с друзьями:

Оценить статью:

Не понравилосьСтатья так себеНормальная статьяХорошая статьяОтличная статья ( голосов - 2, оценка: 2,50 из 5 )
Загрузка...
Читайте похожие записи
  • Отклонения у новорожденных, которые не должны беспокоить родителей
    Необходимо знать, что для новорожденных детей характерны так называемые переходные состояния, которые стоят как бы на грани физиологических (нормальных) и болезненных процессов и часто вызывают...
  • Состав материнского молока, почему оно так полезно
    Самой лучшей пищей для маленького ребенка является материнское молоко. Оно удивительным образом приспособлено к особенностям пищеварения и обмену веществ ребенка первых месяцев жизни. Каждая мать...
  • Режим кормления грудного ребенка
    Для того чтобы у женщины было достаточное количество грудного молока, необходимо соблюдать правильный режим кормления грудного ребенка. Ребенка следует кормить в строго установленные часы. Тогда...
  • Когда и как учить ребенка кушать
    Когда и как учить ребенка кушать? Необходимо выработать положительное отношение ребенка к процессу кормления. Основные требования при этом сводятся к следующему: пища должна соответствовать возрасту...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


1 + = восемь

Страницы